11:40 04 Февраля 2021
2 582
Вильнюс, Литва
В закладки
Скопировать
Строительство энергетических кабелей через Балтийское море снижает конкурентоспособность литовской экономики, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
Литовская энергетическая компания Litgrid AB сообщила о начале исследований дна Балтийского моря по проекту Harmony Link.
Разговор идет о польско-литовском энергокабеле, которым планируется соединить польскую и литовскую энергетики по дну Балтийского моря рядом с Гданьским и Куршским заливами в обход Калининградской области РФ. Стороны подписали контракт на Harmony Link 21 декабря 2018 года, строительство должно быть начато в 2023 году, а завершиться – в 2025-м.
Исследование морского дна будет проведено консорциумом подрядчиков во главе с польской компанией Mewo. В работах примут участие семь судов, которые изучат морской маршрут длиной в 290 км и шириной в 300 метров.
Инвестиции в проект составят 680 млн евро, из которых 493 млн поступят из Евросоюза. Целью Harmony Link является помощь Литве и другим прибалтийским странам в освобождении от зависимости от российской системы БРЭЛЛ.
Литва давно занимается такими проектами: в 2015 году был построен энергокабель NordBalt, который поставляет электричество из Швеции в Литву. Он проложен между шведским городом Нюбро и литовской Клайпедой. Стоимость проекта составила 580 млн евро, из них в 270 млн евро обошлась морская часть проекта при европейской субсидии в 175 млн евро.
Почему-то польско-литовский проект оказался дороже шведского, хотя реализуется в более простых географических условиях.
Оба проекта призваны поддержать на плаву национальную энергетику Литву после ее нерациональной и непродуманной политики. Вильнюс сначала отказался от Игналинской АЭС, а затем начал борьбу с российской и белорусской электроэнергиями. После закрытия атомной станции в Висагинасе Литва из экспортера электроэнергии превратилась в одну из самых энергозависимых стран ЕС.
Российская и белорусская электроэнергии являются наиболее надежными и дешевыми на рынке, но Вильнюсу они не подходят по политическим причинам. В результате литовцы начали борьбу с БРЭЛЛ, а затем и с БелАЭС.
Под эту политику были разработаны проекты энергокабелей. Первым реализовали шведский проект из-за большой роли Стокгольма в литовских политике и экономике: президент и премьер-министр Литвы являются выходцами из данных кругов.
Сегодня речь зашла о польском проекте, что также неудивительно. Польша сильно влияет на Литву, однако существуют большие сомнения в надежности маршрута: у поляков нет больших излишков электроэнергии.
«Между Литвой и Польшей реализуются два энергопроекта. Во-первых, газовый трубопровод, а во-вторых, соединение электросетей. Электрическая тема активно генерируется как поляками, так и литовцами», – констатирует Оленченко.
Основным поставщиком электроэнергии в Литву благодаря NordBalt является Швеция. У Стокгольма существовали амбиции развести энергокабель на Литву и Латвию, но Рига уклонилась от этого из-за высоких шведских тарифов.
«С севера Прибалтику осваивают финны, проложившие два энергокабеля между Финляндией и Эстонией: Estlink-1 и Estlink-2. Обозначилась большая конкуренция между финнами и шведами за прибалтийский энергорынок, куда включилась польская сторона, хотя Польша претендует только на Литву, а не Латвию с Эстонией», – резюмирует Оленченко.
Источником финской и шведской генераций являются атомные станции этих стран. В Швеции сегодня работает семь энергоблоков, а в Финляндии – четыре. При этом, финны сами числятся импортерами российской электроэнергии. Они покупают дешевую российскую генерацию и продают свою за большие деньги эстонцам.
Шведы ведут неоколониальную политику в отношении литовцев, а поляки сами имеют проблемы с национальной энергетикой: в данной стране большое потребление угля, являющееся предметом постоянной критики Евросоюза.
«Еще поляки хотят построить газовый интерконнектор в Литву. У них по газовому вопросу две амбиции: получение газа из Норвегии по проектируемому датско-польскому газопроводу Baltic Pipe и превращение Польши в хаб американского сжиженного природного газа (СПГ) в ЕС. Польша хочет, чтобы СПГ из США доставлялся в Свиноустье и дальше распространялся по Европе», – заключает Оленченко.
Пока на польскую идею откликнулся только президент Украины Владимир Зеленский, чье правительство летом 2019 года подписало газовый контракт с Польшей и США. Тогда появилось известное высказывание главы Минэнерго США про «молекулы свободы».
Только контракт контрактом, а реальных поставок не было: польско-американский вариант нереалистичен даже для таких стран, как Украина.
«Поляки претендуют на поставки газа в страны Вышеградской группы, в Литву и на Украину, а вторым моментом является экспорт электроэнергии. В этом переплетаются интересы польского и американского бизнесов, а также литовских компаний, которые связаны с Польшей. Заметна роль ЕС, выдавшего полякам и литовцам грант на данные проекты», – констатирует Оленченко.
Реализация Harmony Link забуксовала из-за пандемии COVID-19, а сегодня страны ЕС начинают думать о будущем, вот и вспомнили об этом инфраструктурном проекте. Одновременно с ним ведется разработка железной дороги Rail Baltica.
«Это позволяет получить деньги из Евросоюза и занять людей», – резюмирует Оленченко.
Экономического смысла в проектах немного: стоимость электроэнергии от них только дорожает, зато в Прибалтике создаются обходящие Россию энергосистемы. Зарабатывать будут страны-поставщики, а платить деградацией экономики – гордые прибалты.
Читайте нас в Яндексе
Автор:
Дмитрий Сикорский