14:21 03 Декабря 2020
1 513
Вена, Австрия
В закладки
Скопировать
Австрийские и немецкие партнеры заинтересованы в российском газе, подтвердил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
В конце октября 2020 года «Газпром экспорт» подписал контракт с австрийской компанией OMV на поставку газа.
Объем поставок в течение 15 лет может достичь 6 млрд кубов газа. S&P Global сообщает о начале с 1 декабря поставок газа в соответствии с новым контрактом. В OMV подтвердили заключение соглашения с «Газпромом», но отказались раскрывать его детали. Еще у компаний существует базовое газовое соглашение до 2040 года.
OMV является партнером «Газпрома» по «Северному потоку – 2». В интересах австрийских коллег реализуется «Балканский поток» – европейское продолжение «Турецкого потока», конечной точкой которого является Австрия.
Крупнейший в ЕС газовый хаб «Баумгартен», куда стремятся строящиеся северный и южный российские газопроводы, контролируются OMV. Хаб расположен рядом с одноименным поселением в Нижней Австрии.
Австрийцы сотрудничают с «Газпромом» и по внутрироссийским проектам. В мае появилась информация, что они вложат 1 млрд долларов в разработку газовых месторождений в Новом Уренгое. В 2006–2010 годах OMV уже имела активы в России, но приняла решение от них избавиться – в ближайшие годы данное сотрудничество может восстановиться.
«OMV является австрийским хабом, особенностью которого нужно назвать тот факт, что его возглавляет Райнер Зееле, который ранее был руководителем компании Wintershall», – констатирует Белов.
Wintershall является крупнейшей нефтегазовой компанией ФРГ и дочерним предприятием BASF. Эта структура наряду с OMV представляет собой ключевого партнера «Газпрома» по проекту «Северный поток – 2».
«Зееле является лоббистом интересов не только Wintershall и «Газпрома», но и немецких энергетических компаний. Что касается вопроса о распределении законтрактованных 6 млрд кубов газа, то у OMV есть контракты в Германии. Речь идет не только об Австрии, но и о прилегающем энергетическом рынке ФРГ», – резюмирует Белов.
Ситуация с «Северным потоком – 2» с этой системой взаимоотношений не связана – неизвестно, когда проект будет реализован, но российские поставки газа и их перспективы не зависят от газотранспортного проекта.
«Российский газ, который сегодня поставляется, продолжит поступать в Западную Европу. Будет «Северный поток – 2», не будет его, но европейские потребители продолжат получать данное сырье. Эта судьба поставок не зависит от ограничений, которые наложены по европейскому законодательству на «Северный поток – 1»», – заключает Белов.
Существующая газопроводная система в Евросоюзе позволяет России полностью выполнять обязательства перед партнерами, независимо от «Северного потока – 1», «Северного потока – 2» и «Балканского потока».
«Это самое главное, что нужно понимать в сложившейся ситуации», – констатирует Белов.
Сотрудничество с OMV не зависит от «Северного потока – 2». Санкции влияют на рентабельность проекта и амортизацию вложений. Из-за политики США «Северный поток – 2» давно вышел за пределы бизнес-плана.
Действия американцев не смогли подорвать сотрудничества «Газпрома» с европейскими партнерами. Даже угроза прямых санкций Вашингтона в отношении OMV, Wintershall и других компаний не поколебала наших отношений.
«Точки «безубыточности» по «Северному потоку – 2» придется отодвинуть на несколько лет вперед, но Россия способна полностью выполнять свои обязательства по экспорту газа, хочет того американская администрация или нет», – резюмирует Белов.
Ничего не изменится, даже если американцам удастся изъять «Северный поток – 2» из энергетической инфраструктуры Европы.
«С точки зрения снабжения стран Западной Европы американский удар по российскому газу абсолютно бесполезен. Выпадание «Северного потока – 2» из европейской энергосистемы ухудшит ее устойчивость и надежность, но не отменит поставок газа. Они и сегодня идут из России в полном объеме», – заключает Белов.
Американские санкции против «Северного потока – 2» бьют по инвестициям в проект, а не по газовому экспорту РФ.
«Газпром» вместе с партнерами несут убытки, а Россия переплачивает за украинский транзит, но это не меняет главного, а именно базовой экономической модели газового сотрудничества Москвы и государств Центральной и Восточной Европы.
«У Трампа странное понимание вопроса. Якобы если заработает «Северный поток – 2», Россия на 55 млрд кубов увеличит поставки газа в Европу, но мы не можем поставить на рынок больше сырья, чем там потребляют», – констатирует Белов.
Немцы и австрийцы получат от «Северного потока – 2» выгоду по цене, но благодаря этому закупки газа сильно не увеличатся. На них больше влияют отказ немцев от атомной генерации и неэффективность альтернативной энергетики.
«Дальнейшее контрактирование между «Газпромом» и OMV в условиях снижения спроса на СПГ подтверждает правильность долгосрочной стратегии «Газпрома» и европейских партнеров по газу», – резюмирует Белов.
Опрос по теме
Что будет с "Северным потоком — 2"?
Достроят
4104
39%
Заморозят
891
9%
Достроят, но не запустят
573
5%
Запустят с серьезными ограничениями
902
9%
Достроят, но начнется санкционная война ЕС и США
784
8%
Достроят, но против России введут новые санкции
3179
30%
Читайте нас в Яндексе
Автор:
Дмитрий Сикорский