14:45 24 Мая 2021
1 573
Москва
В закладки
Скопировать
Продолжительные забастовки работников Боржомского разливочного завода в Грузии могут изменить структуру российского рынка минеральной бутилированной воды, рассказал ФБА «Экономика сегодня» кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Предприятия по производству минеральной воды «Боржоми» в Грузии простаивают более пяти дней. Причиной прекращения рабочего процесса стали забастовки работников первого и второго боржомского разливочных заводов – протесты продолжаются с 18 мая 2021 года.
Приняв к сведению требования сотрудников о повышении заработной платы и улучшения условий труда, руководство IDS Borjomi Georgia объявило о прекращении производства с 19 мая.
Представители компании заявили о готовности организовать переговоры с бастующими тет-а-тет. Руководство IDS Borjomi Georgia не готово обсуждать проблемы и предложения при участии профсоюзов и их председателя Георгия Диасамидзе.
Профсоюзы, по убеждению владельцев завода, становятся причиной «деструктивных действий организаторов бастующих, членов торгово-промышленного профсоюза», запрещающих сотрудникам встречаться с работодателем без их участия.
«Люди, которые работают на предприятиях, кажущихся на первый взгляд не самыми стратегическими и несущими в области национальной экономики, имеют право на лучшие условия труда и достойную его оплату.
К тому же ситуация усугубляется последствиями пандемии коронавирусной инфекции и кризисом – рабочие в Грузии находятся не в лучшем финансовом положении. Поэтому забастовки на грузинских предприятиях можно оценить, как типичную борьбу трудящихся за свои права, но крайними мерами – забастовкой», — прокомментировал события в Грузии кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Бастующие не торопятся соглашаться на условия руководства IDS Borjomi Georgia и отказываются от переговоров и прекращения акций. Многие протестующие установили палатки на близлежащей территории предприятия.
Такие действия подтолкнули сотрудников других предприятий к решительным мерам. Теперь в Грузии бастуют дистрибьюторы компании «Цкали Маргебели», часть сотрудников завода по розливу минеральной воды «Набеглави» и мукомольный комбинат Guria Express.
«Распространение протестующих по стране говорит о том, что там не очень хорошее состояние организаций во многих отраслях. К тому же Грузия отличается активной позицией населения по защите своих прав в публичных формах проявления.
Далее сценарий должен развиваться обычно. Но бывает, что забастовки перерастают в беспорядки. Нельзя исключать и внешнее влияние с учетом тесных связей страны с Соединенными Штатами Америки», — рассуждает эксперт.
Минеральная вода «Боржоми», рассказывает Беляев, остается одной из самых популярных и востребованных в России на протяжении многих лет.
Довод эксперта подтверждается данными исследования аналитической компании «ВладВнешСервис» (VVS). Так, по состоянию на период с 2018 по 2019 год 105 производителей газированной питьевой воды поставляли свою продукцию в Россию.
Основу импорта составила вода производства грузинской компании IDS Borjomi Georgia a Georgian Branch of IDS Borjomi. На российском рынке производитель представляет воду ТМ Borjomi. По итогам 2019 года на долю предприятия пришлось 81% общего объема импорта, а покупателями продукции данного производителя, говорится в материалах VVS, стали восемь российских импортеров.
«Грузинская минеральная вода сегодня — скорее дань традиции тех времен, когда марка «Боржоми» была одной из самых раскрученных. Сейчас, думаю, ее можно просто заменить на другую, если речь, конечно, не идет о ее применении в лечебных целях.
Источников много, в том числе на Кавказе. Благодаря этому перебоев в поставках минеральной бутилированной воды не возникнет», — предположил эксперт.
Аналитики NeoAnalytics, в свою очередь, выяснили, что 2019 год оказался положительным для участников торговых процессов: по показателям наблюдалась поступательная динамика роста.
Однако, по версии этого аналитического агентства, доля импорта в структуре рынка незначительная и составляет не более 1%. Например, в 2019 году импортировано на 8,6% больше, чем в 2018 году, а именно 169,2 млн литров. Небольшие показатели специалисты связывают с тем, что в основном в Россию импортируется дорогостоящая бутилированная вода, ведущими поставщиками которой являются Италия, Грузия и Франция.
Объем рынка бутилированной воды в указанный период увеличился на 28,9 по сравнению с показателями 2018 года и достиг 26,3 млрд литров, а внутреннее производство выросло на 12,2%, составив 29,7 млрд литров.
Доля минеральной бутилированной воды в структуре отечественного рынка находится на уровне 38,5%, в то время как доля воды питьевой газированной и негазированной составляет 61,5%.
«Отсутствие известной грузинской минеральной воды для российского внутреннего рынка не критично – существует много марок от других производителей.
Во всем мире бутилированная вода становится самым быстрорастущим сегментом в структуре напитков. Но ее экспорт в 2019-2020 годах из Российской Федерации снизился на 42%, оставшись на значении не выше 4 млрд литров. Большая часть экспорта направляется в Казахстан, Украину и Белоруссию.
Читайте нас в Яндексе