11:29 23 Декабря 2020
1 365
Вашингтон, США
В закладки
Скопировать
Российские двигательные поставки на американский рынок сохраняются, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
НПО «Энергомаш» отправит в 2021 году в США шесть двигателей РД-180 для ракет Atlas V и четыре двигателя РД-181 для ракет Antares.
Ракета-носитель Atlas V является развитием семейства американской межконтинентальной баллистической ракеты SM-65 Atlas, стоявшей на вооружении США до 1965 года. Проект реализован на основе контракта Минобороны США по усовершенствованию одноразовой ракеты-носителя. В качестве силовой установки в данной ракете используется российский двигатель РД-180.
В декабре 2014 года Конгресс США принял законодательный акт, который запрещает с 2019 года использование РД-180 на Atlas V для вывода на орбиту военных спутников, и поручил разработать замену данному космическому проекту.
На направление выделили 220 млн долларов, а реализуют его компании Blue Origin и Aerojet Rocketdyne.
Что касается ракеты Antares, то это более поздний проект, созданный для запусков на МКС. Американцы хотели задействовать там российские технологии, купленные в девяностые годы, но затем обратились к решениям НПО «Энергомаш».
«В Antares американцы пытались использовать двигатели, которые были разработаны по советской Лунной программе, но получили аварию и обратились к услугам НПО «Энергомаш»», – констатирует Моисеев.
Речь идет о двигателе НК-33 – в американской номенклатуре AJ-26. Он был разработан для первой ступени сверхтяжелой ракеты Н-1, которая не пошла в серийное производство. 37 единиц НК-33 вместе с лицензией на производство США приобрели у СНТК им. Н. Д. Кузнецова.
С оригинальных образцов была снята оснастка, добавлена новая электроника, и получился американский двигатель AJ-26.
Antares совершила пять полетов в космосе на базе AJ-26, но после аварии в США отказались от использования этой силовой установки, заменив ее на более надежный РД-181. Кроме россиян в Antares участвуют украинцы с «Южмаша» с технологиями ракеты «Зенит».
«Украинский вклад в проект довольно большой – они делают первую ступень, а мы – двигатели. Компания-разработчик Northrop Grumman затем собирает все это вместе со второй ступенью, после чего получается ракета-носитель», – резюмирует Моисеев.
Обращение американцев к РД-181 и замена их на AJ-26 являются вопросом цены и надежности.
«США хотели обойтись без НПО «Энергомаш», но авария по вине двигателя AJ-26 заставила их переменить решение и перейти на РД-181, являющийся «половиной» РД-180, который обладает высокой надежностью», – заключает Моисеев.
Такая ситуация для России хороша, поскольку позволяет увеличить валютную выручку и загрузить НПО «Энергомаш». Данный контракт скрепляет американцев с нами по двигательной тематике и заставляет их подумать о перспективах РД-180.
«РД-181 близок к РД-180, он вдвое его меньше и существенно дешевле. Закончится ли контракт в 2021 году или будет продлен Штатами – неизвестно, американцы пока ничего не решили. Также в США сформирован большой запас двигателей РД-181, существуют планы замены Atlas V на ракету-носитель Vulcan», – резюмирует Моисеев.
Vulcan с 2014 года разрабатывается United Launch Alliance для отказа от российского импорта, но проект полностью не реализован.
«Американцы будут использовать закупленные двигатели РД-180, пока все их не отработают, а в случае успеха Vulcan – параллельно с новой ракетой-носителем. Контракт с американцами по Atlas V заканчивается и в любом случае будет прекращен, если не в 2021 году, то в последующие годы, а затем у нас останется только соглашение по Antares», – констатирует Моисеев.
Перспектива контракта на РД-180 зависит от быстроты перехода США на ракету-носитель Vulcan. Для России это 300 млн долларов в год чистой валютной выручки, на которые развивается НПО «Энергомаш».
Данные средства стране нужны, в противном случае от данного направления мы бы давно отказались.
«По информации НПО «Энергомаш», когда контракт по РД-180 полностью реализовывался, он составлял половину прибыли предприятия. Если останется только РД-181, это на порядок урежет прибыль», – заключает Моисеев.
Что касается внутрироссийских возможностей, то НПО «Энергомаш» производил двигатели для ракеты-носителя «Протон». Производство этих силовых установок прекращено, и по ним создан запас примерно в восемь единиц.
«В будущем должна прийти «Ангара», на которой будет стоять двигатель НПО «Энергомаш». Так что внутренний заказ существует, но потеря иностранных контрактов бьет по российской космонавтике», – резюмирует Моисеев.
Космической области на уровне президента РФ поставлена задача по увеличению прибыли, но процесс идет в обратную сторону.
«Потеряны запуски на стационарную орбиту, которые мы делали с помощью «Протонов», потеряна доставка астронавтов на МКС и сейчас ожидается снижение поставок двигателей. Вместо ожидаемого роста российского присутствия на международном космическом рынке мы получили снижение. Это связано с проблемами в планировании, надо это исправлять», – констатирует Моисеев.
Читайте нас в Яндексе
Автор:
Дмитрий Сикорский