От топливного конфликта Белоруссии и Литвы в проигравших останется Украина

15:54  31 Декабря 2020
1 355

Вильнюс, Литва

 В закладки
Скопировать

Переброска литовских нефтепродуктов на Украину через Польшу скажется только на их цене, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

От топливного конфликта Белоруссии и Литвы в проигравших останется Украина

Компания Orlen Lietuva начала транспортировать нефтепродукты из Литвы на Украину в обход Белоруссии. Новый маршрут проходит через Польшу, а первая партия уже дошла до украинских клиентов.

Экономики Литвы, Белоруссии, Украины и России взаимосвязаны

Нефтепродукты производятся на Мажейкяйском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), который остается единственным подобным предприятием в Прибалтике. До 2006 года завод находился в собственности ЮКОСа, но затем был перехвачен польской группой Orlen.

Данный актив должен был получить ЛУКОЙЛ, поэтому в ответ на смену собственника РФ прекратила поставки нефти в Мажейкяй через нефтепровод «Дружба». После этого литовцы стали покупать сырье танкерами через Балтийское море.

Это сильно ударило по себестоимости Мажейкяйского НПЗ, а увеличение транспортного плеча усугубит ситуацию, от которой больше всех пострадают украинские потребители, зависящие от поставок литовских нефтепродуктов.

От топливного конфликта Белоруссии и Литвы в проигравших останется Украина

Когда в 2018 году РФ решила применить налоговый маневр и увеличить стоимость нефти для Белоруссии, на Украине отпускные цены на нефтепродукты выросли на 20%. Литва играет меньшую роль на украинском рынке нефтепродуктов, чем Белоруссия, но подобные события не могут не сказаться на ситуации с отпускными ценами на Украине.

В 2019 году Украина импортировала основную массу нефтепродуктов из России (41,8%) и Белоруссии (36%), а на долю Литвы пришлось 10,6% от украинского рынка. Эти поставки шли через белорусскую территорию.

После президентских выборов в Белоруссии значительно ухудшились отношения Минска и Вильнюса. Если данный процесс продолжится, то в регионе сложится новый баланс сил, в том числе на энергетическом рынке.

«Украина располагает собственными портами для того, чтобы получать нефть и нефтепродукты, поэтому, в отличие от Белоруссии, украинцы не ограничены Прибалтикой в выходе на рынок», — констатирует Пикин.

Проблема Украины в том, что внутреннего производства стране не хватает, а более дешевого предложения, чем в РФ, Литве и Белоруссии найти нельзя. Из-за этого Киев идет на различные ухищрения для обеспечения внутреннего потребления.

От топливного конфликта Белоруссии и Литвы в проигравших останется Украина

«Конфликт между Литвой и Белоруссией носит политический характер. Он не будет продолжаться длительное время. Литва, Украина и Белоруссия продолжают работать в рамках единой экономической структуры, созданной при СССР», — резюмирует Пикин.

Задачей этой структуры был экспорт и импорт различных товаров, в результате чего в Прибалтике была создана портовая инфраструктура, которая развивалась до конца нулевых годов. Ее преимуществом является близость к Западной Европе.

Наличие в одном регионе Мажейкяйского НПЗ, Мозырского НПЗ и Новополоцкого НПЗ — не совпадение. Эти заводы были созданы Москвой, чтобы развивать экспорт нефтепродуктов как в страны СЭВ, так и в Западную Европу.

Сегодня эти предприятия являются основой литовской (Мажейкяйский НПЗ дает 15% бюджета страны) и белорусской экономик. Также у них закупает топливо Украина, которая за годы независимости разбазарила промышленный потенциал.

От топливного конфликта Белоруссии и Литвы в проигравших останется Украина

Литва и Украина проиграют от решения Белоруссии

«Разговор не идет о суперобъемах – ключевой бизнес Белоруссии не заключается в транзите нефтепродуктов на Украину. Особого значения для Минска такие сделки не имеют, поэтому белорусы ничего не теряют», — заключает Пикин.

Нефтеперерабатывающие мощности на Украине присутствуют, но их не хватает для покрытия внутреннего спроса.

«Украинцы закрывали внутренние потребности поставками нефтепродуктов из РФ, Белоруссии и Литвы, а литовцы после кризиса в отношениях с Минском будут вынуждены использовать длинный транспортный коридор», — констатирует Пикин.

Ключевым моментом является итоговая цена: никто из сторон не будет руководствоваться политическими аргументами. Украинцы будут закупать оптимальные по цене нефтепродукты. Белорусы выигрывают, закрывая литовцам транзит. Теперь литовцам придется терять в себестоимости или повышать отпускные цены, последнее спровоцирует Украину на увеличение закупок в Белоруссии.

Рынок нефти и нефтепродуктов менее политизирован, чем газовый. Здесь участники ориентируются на цены, но геополитика также влияет, ведь на северо-западе бывшего СССР произошло несколько политических разломов.

С точки зрения энергетики проблема касается не только нефти и нефтепродуктов, но газа, угля и даже электроэнергии.

От топливного конфликта Белоруссии и Литвы в проигравших останется Украина

«По Белоруссии особых изменений нет, она всегда была в ореоле и в общем энергетическом рынке с Россией, а интеграционные процессы у нас теперь только усиливаются. Что касается Украины — она пытается выйти в независимую плоскость, но даже если взять газ, то реверс неуклонно связан с транзитом российского газа», — резюмирует Пикин.

Пока есть транзит, существует и реверс, когда он закончится или сократится, такой системы не будет. С нефтепродуктами примерно так же: у экономик региона слишком много взаимных интересов.

Читайте нас в Яндексе

Автор:
Дмитрий Сикорский

Предыдущая запись Повышенный спрос Турции на российский газ довел азербайджанское сырье до Европы
Следующая запись Если «черный лебедь» не прилетит: эксперты дали прогноз по курсу рубля в 2021 году

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *