Проблемы с микросхемами намекают на выход автомобилестроения из кризиса

18:27  03 Марта 2021
1 015

Москва

 В закладки
Скопировать

Проблема с микросхемами в автомобилестроении является проявлением «коронакризиса», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов.

Проблемы с микросхемами намекают на выход автомобилестроения из кризиса

В автомобилестроении возник дефицит микросхем

Российские поставщики электроники для автомобилей столкнулись с мировым дефицитом чипов. Пока на производстве это не сказалось: на складах были накоплены большие запасы, но в перспективе ситуация рискует отразиться на объемах продукции.

Вопросы создались по микросхемам для системы ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателями, кузовной и мультимедийной электроники, а также для многих других компонентов автомобиля.

Причиной явления стал спад заказов 2020 года, когда автоконцерны частично остановились. Это обернулось снижением производства микросхем в мире. Сегодня происходит восстановление отрасли, к чему производители полупроводников оказались не готовы.

Ситуация напоминает историю с контейнерами, которая привела к тому, что в РФ выросли цены на многие категории товаров. Аналогичным образом может произойти с автомобилями, пусть в 2020 году цены на них и так выросли.

Проблемы с микросхемами намекают на выход автомобилестроения из кризиса

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» сообщает, что в январе 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в РФ составила 1 млн 803 тыс. рублей, что на 13,3% больше, чем в аналогичный период 2020 года.

Средняя цена иномарки выросла на 14,1% и составила 2 млн 111 тыс. рублей, а российского автомобиля – 747 тыс. Иномарки за год выросли в цене на 14,1%, а российские машины – на 7,7%. Рост стоимости иномарки примерно соответствует девальвации рубля, а отечественных автомобилей – на 2% выше официальной инфляции Росстата (4,91%) за 2020 год.

Производители микросхем активно набирали силу до «коронакризиса»: акции данных компаний в декабре 2019 года демонстрировали серьезный рост. Текущая ситуация подтверждает, что данный тренд имел основания, потому что без микроэлектроники сегодня никуда.

Минпромторг РФ 12 февраля прокомментировал проблему и заметил, что мировой рынок в ближайшие четыре-пять месяцев стабилизируется, после чего дефицита микросхем не будет, однако их товарная цена является отдельным вопросом.

Текущая паника, во-первых, может привести к росту отпускных цен, а во-вторых, это импорт, на что давит ослабевший в 2020 году рубль. Ранее основные закупки данных микрочипов РФ совершала на рынках Китая, Тайваня и Малайзии.

Проблемы есть не только у РФ: прошла информация, что выпуск примерно одного миллиона машин в мире из-за этого отклоняется от планов.

Проблемы с микросхемами намекают на выход автомобилестроения из кризиса

Россия зависит от ситуации на мировых рынках

«Коронакризис» преподнесет еще не один сюрприз по части товарного дефицита. Мы даже по ряду сельскохозяйственных продуктов вспомнили давно забытое слово дефицит, которое снова активно муссируется как среди экспертов, так и управленцев на государственном уровне. Разрушение из-за кризиса производственных связей преподносит нам сюрпризы везде», – заключает Климанов.

Теперь процесс дошел до автомобилестроения, а дальше он может материализоваться в других отраслях экономики.

«Происходят явления, которые никто не предполагал. Их причины понятны: замкнутость национальных экономик и сложность осуществления каких-либо внешних связей. В такой ситуации иностранные поставки могут быть затруднены. Есть и внутриэкономические проблемы – спорное состояние многих производственных предприятий вместе с их финансовыми рисками», – констатирует Климанов.

«Коронакризис» создал множество рисков, включая дефицит как комплектующих, так и многих готовых рыночных товаров.

Проблемы с микросхемами намекают на выход автомобилестроения из кризиса

«Автомобилестроение в последние годы претерпело в РФ трансформацию, вызванную разными причинами. У нас теперь другая география автомобильного производства, нет традиционных заводских центров как при СССР», – резюмирует Климанов.

Что касается проблемы зависимости комплектующих из Азии и других частей мира, то по каждому случаю надо разбираться отдельно, но ситуация показывает, что Россия встроена в мировую экономику, и на нее сильно влияют глобальные тенденции.

Если при СССР объем иностранных комплектующих в отечественной машине находился на минимальном уровне (что-то мы все рано покупали), то сегодня он высок. Связано это с тем, что у в России просто нет некоторых производственных направлений.

«В автомобилестроении все страны стремятся к локализации, т. е. к максимизации поставок комплектующих за счет местного производства. Наша страна при организации автосборочных производств устанавливала такие же критерии», – заключает Климанов.

Достижение полного импортозамещения является утопией: это в принципе не характерно для автомобильного производства.

Проблемы с микросхемами намекают на выход автомобилестроения из кризиса

«Многие комплектующие приходится импортировать из-за того, что в противном случае итоговая продукция станет неконкурентоспособной. Исключение составляют только эксклюзивные товары, имеющие стратегическое значение», – констатирует Климанов.

Если предприятиям оборонно-промышленного комплекса стоит добиваться полного импортозамещения, то в автомобилестроении необходимо опираться на экономику.

Читайте нас в Яндексе

Автор:
Дмитрий Сикорский

Предыдущая запись Александр Рар: Украина пытается разозлить Россию по-настоящему
Следующая запись Разуваев объяснил, почему Москва не заметит отказ Грузии от зерна РФ

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *