Проект самолета «Байкал» превратился в загадку российского авиапрома

18:52  12 Мая 2021
1 049

Москва

 В закладки
Скопировать

Состояние авиационной отрасли сегодня сильно отличается от того, что наблюдалось в годы существования СССР, рассказал ФБА «Экономика сегодня» редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров.

Проект самолета «Байкал» превратился в загадку российского авиапрома

Буквально несколько десятилетий назад строительство различных воздушных судов представлялось как развитие технологий будущего – союз нерушимый республик свободных буквально ежегодно вырисовывал вместе с планами новые межрегиональные направления.

Сегодня ситуация обстоит иначе в связи с тем, что спрос на внутренние авиарейсы постепенно снижается, или по причине отсутствия программы модернизации этой отрасли, хотя фактически она существует.

Документ с названием «Стратегия развития авиационной промышленности РФ» Минпромторг разработал еще в 2016 году, тогда же опубликовал его на официальном сайте. Период действия установлен с 2018 по 2030 год.

Проект самолета «Байкал» превратился в загадку российского авиапрома

Планируется не только совершенствовать нормативное правовое регулирование авиационной промышленности, но и формировать систему продвижения, продаж и сервисного обслуживания. Также власти намерены повысить эффективность производства, обеспечить внедрение и активное использование передовых цифровых технологий при разработке, производстве и эксплуатации продукции.

Можно предположить, что отечественные промышленники, ознакомившись с докладами представителей власти, а также планами, наметили перспективы и приступили к делу.

Внедрением и использованием передовых технологий в России, видимо, занялись с проекта ТВС-2ДТС. Он выбран не случайно, а почему – в материале ФБА «Экономика сегодня».

Черновой вариант ТВС-2ДТС

Разработкой проекта занимался Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина (СибНИА). Но то, что удалось создать конструкторам и инженерам, не устроило Минпромторг.

Ведомство отказалось от проекта из-за использования в качестве силовой установки импортного двигателя Honeywell TPE331-12UAN и винта производства компании из Соединенных Штатов Америки Hartzell Propeller Inc.

Проект самолета «Байкал» превратился в загадку российского авиапрома

Однако иностранными в этой машине, как выяснилось позже, оказались не только двигатель и винт, а почти 100% деталей. К тому же цельнокомпозитный ТВС-2ДТС получился тяжелым и требовал использования дорогостоящих зарубежных композитных материалов.

Путаница началась, когда в ходе совещания президента России при премьер-министре Дмитрии Медведеве власти собирались «рассмотреть вопрос о проектировании и запуске серийного производства самолета «Байкал» на основе прототипа ТВС-2ДТС». То есть планировалось все же использовать забракованную Минпромторгом версию.

Поэтому в 2019 году глава ведомства Денис Мантуров анонсировал конкурс на разработку очередного принципиально нового легкого многофункционального самолета на девять пассажиров. Победу одержала компания ООО «Байкал Инжиниринг».

Отечественному самолету – какие комплектующие?

Главными условиями, выставленными Министерством промышленности и торговли РФ победителю тендера, стали применение исключительно отечественных комплектующих и агрегатов, экономичность и ремонтопригодность.

Но что интересно – в «Стратегии развития авиационной промышленности РФ» нет уточнения, какие технологии подразумеваются, какими способами нужно производить новейшие технологии, агрегаты и комплектующие, внедрять их и использовать и какой страной они должны быть созданы. Что, в принципе, делает требование Минпромторга спорным.

Проект самолета «Байкал» превратился в загадку российского авиапрома

Двусмысленность ситуации придает то, что ЛМС-901 компании «Байкал инжиниринг» в зачаточной стадии носил название ТВС-2ДТС. Но изначально разработка с именем ТВС-2ДТС появилась в Сибирском научно-исследовательском институте авиации (СибНИА) имени Чаплыгина, итог работы которого не удовлетворил запросы Минпромторга.

Биплан ТВС-2ДТС СибНИА уже показывал в 2017 году на авиасалоне МАКС, где и заявил о намерении создать «Байкалы».  

В августе 2019 года в УЗГА опровергли планы СибНИА от 2017 года и уточнили, что будут создавать девятиместный моноплан на замену семидесятилетнему Ан-2. И вроде бы ничего необычного – один сделал неудачно, другой учел чужие ошибки и создал то, что нужно. Но смущают несколько обстоятельств.

Проект самолета «Байкал» превратился в загадку российского авиапрома

В открытом конкурсе российского ведомства, как свидетельствуют официальные документы Минпромторга, два года назад принимали участие ООО «Байкал Инжиниринг» и екатеринбургский Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).

Комиссия признала победителем ООО «Байкал Инжиниринг» с итоговым рейтингом 80 баллов благодаря тому, что компания «предложила лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме». Второй участник набрал только 25,36 балла.

В итоговом протоколе отмечается, что УЗГА может разработать самолет в случае, если победитель конкурса уклонится от заключения контракта. Звучит закономерно, особенно если уточнить, что «Байкал Инжиниринг», согласно данным портала e-ecolog, является дочерним предприятием уральского завода.

До этого в стране говорили только об Ан-2

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров неоднократно, как и президент страны, высказывал надежду на то, что долгожданный «Байкал» «будет очень востребованным» и сможет заменить устаревший Ан-2.

«Во времена великого СССР самым массовым и распространенным в гражданской авиации был «кукурузник» Ан-2. В России огромные территории, сложные климатические условия, низкая плотность населения, небольшие отдаленные деревни и поселки, где аэродромы построить невозможно. Там бы самолет «Байкал» оказался крайне востребованным.

Но мы до сих пор летаем на его прадедушке, потому что ничего лучше Ан-2 до сих пор не создано. Ни один самолет еще не заменил разработку 1948 года в сложных условиях», – рассказал Роман Гусаров.

Проект самолета «Байкал» превратился в загадку российского авиапрома

В экспертном сообществе отмечали, что сменить старичка на посту могли бы Cessna Caravan и Kodiak 100. Но в результате приблизительных расчетов становится понятно, что себестоимость летного часа обычно не превышает 45 тысяч рублей для того же Ан-2, в то время как самолет Cessna обошелся бы в 73 тысячи, а Kodiak в 100 тысяч рублей.

В Минпромторге рассчитывают, что себестоимость летного часа «Байкала» с минимальной стоимостью в 120 млн рублей должна равняться 30 тысячам рублей при лучших взлетно-посадочных характеристиках, чем у Ан-2.

К тому же маленький девятиместный самолет производители хотят запустить в условия Крайнего Севера, труднодоступные районы и регионы Дальнего Востока. А Денис Мантуров рассчитывает найти эксплуатантов и за рубежом.  В Минпромторге рисуют идеальную дешевую машину с отечественными комплектующими, «плечом» в один конец до 1500 км, крейсерской скоростью 300 км в час и возможностью вернуться обратно после маршрута без дозаправки.

Новый «кукурузник» лучше старых двух

В апреле 2021 года организация «Байкал Инжиниринг» завершила изготовление образца планера легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий ЛМС-901 «Байкал» на базе Отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолетостроения (ОСКБЭС) Московского авиационного института.

Проект самолета «Байкал» превратился в загадку российского авиапрома

Эксперт Роман Гусаров ожидает, что машину соберут из современных материалов, с современным двигателем и лучшими летно-техническими характеристиками.

«Пока не так много о нем информации в открытых источниках, поскольку опытный образец еще собирается. Но понятно, что характеристики заявлены лучшие, чем у Ан-2. Какие будут достоинства и недостатки, обсудить можно будет только после первых полетов и начала эксплуатации «Байкала».

В мире есть машины более современные, но они так и не прижились, потому что в процессе эксплуатации и при сравнении с Ан-2 обнаруживались технические минусы», – добавил собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Проект самолета «Байкал» превратился в загадку российского авиапрома

Экономические показатели «Байкала», следует из пресс-релиза Минпромторга, «существенно лучше, чем у зарубежных конкурентов, цена на 30–50%, а себестоимость летного часа более чем в два раза ниже».

Девятиместный самолет «Байкал», заявлял ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров, «должен заменить на местных авиалиниях Ан-2 и содействовать улучшению транспортной доступности в российских регионах, в том числе поступив во флот создаваемой Дальневосточной авиакомпании».

Первый полет пройдет до конца 2021 года, сертификация завершится в 2022–2023 годах, а коммерческие поставки начнутся с 2023 года. Министерство промышленности и торговли рассчитывает, что до 2030 года около 200 самолетов поступит на внутренний рынок, а после – на внешние.

Но что попадет во фюзеляж финальной версии машины – не анонсируется. С чем все же связана такая путаница в истории разработки, неясно – остается лишь предполагать, что станется с техническим содержанием машины.

Ведь доподлинно не известно, какими деталями будет наполнен «Байкал» и действительно ли на месте силовой установки окажется турбовинтовой двигатель ВК-800, а вместо композитных материалов – отечественные алюминиевые сплавы.

Читайте нас в Яндексе

Автор:
Александра Мельник

Предыдущая запись Разработка нового месторождения сохранит потребность КНР в газе РФ
Следующая запись Когджа вместо судей подлецы

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *