«Речные санкции» против РФ стали новым правовым абсурдом для Украины

11:32  31 Декабря 2020
1 668

Киев, Украина

 В закладки
Скопировать

Украинские речные ограничения против России не имеют международно-правовых оснований, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин.

«Речные санкции» против РФ стали новым правовым абсурдом для Украины

Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон «О внутреннем водном транспорте», который запретил судам под российским флагом ходить по украинским рекам. Нормативный акт был принят Верховной радой 3 декабря.

Вводятся ограничения в отношении крупнейших украинских рек: Днепра, Днестра и Дуная. Днестр является выходом в Приднестровье, поэтому данный закон может вызвать некоторые проблемы для России.

Режим внутренних рек устанавливается национальным законодательством, но есть такое понятие, как международные реки – это водные артерии, которые протекают через территорию нескольких государств.

Дунай является одной из таких рек, поэтому по нему в 1948 году была подписана специальная Конвенция о судоходстве. Россия в нее входит, как правопреемник СССР, а документ устанавливает свободную навигацию для любых торговых судов.

На Украине знают об этой правовой позиции, поэтому в Киеве целенаправленно пошли на вопиющее нарушение.

«Речные санкции» против РФ стали новым правовым абсурдом для Украины

Украина вводит выборочные санкции

«Санкции сегодня стали мерой конкурентной борьбы – как экономической, так и политической, мерой по достижению конкретных задач. Санкции вышли за пределы международно-правового инструментария Совбеза ООН и других международных инстанций. Государства, когда хотят, вводят санкции, причем по любым вопросам», — констатирует Топорнин.

Государства могут принимать их как в ответ на определенные действия оппонентов, так и безосновательно, как в случае Украины.

«Зеленский запретил российским судам двигаться по внутренним рекам Украины. Международным правом объяснить эти санкции невозможно – там не прописано такого инструментария. Непонятно только, почему украинцы объявили об этих санкциях сейчас, а не в 2014-2015 годах. Видимо, перед этим они провели большую мыслительную работу», — резюмирует Топорнин.

Цели такой политики непонятны. Полностью заблокировать наши поставки в Приднестровье нельзя, а речной трансферт из России на Украину ничтожно мал. Даже направление было развито при СССР, но уже в 2014 году оно находилось в упадке.

«Речные санкции» против РФ стали новым правовым абсурдом для Украины

Еще между РФ и Украиной существует соглашение по статусу Азовского моря. Если украинцы из него выйдут, тогда возникнет высокорисковая ситуация, но в Киеве идут на отмену только второстепенных документов.

«Смысл в таких действиях всегда существует. В данном случае Украина пытается продемонстрировать принципиальность своей позиции, что она продолжает рассматривать Россию в качестве «страны-агрессора» и применять против нас все возможные меры воздействия. В этом заключается официальная политическая позиция киевских властей», — заключает Топорнин.

В реальности эти действия являются популизмом, который Зеленский унаследовал от Порошенко.

«Что касается Азовского моря, то это отдельная тема. В ней задействованы вопросы делимитации данного внутреннего моря, которое до 2014 года воспринималось в качестве общего достояния России и Украины», — констатирует Топорнин.

Вопрос Азовского моря является сложным, поэтому Киев его и не будирует, а украинские реки РФ не нужны – возможно, через них идут какие-то поставки, но они точно небольшие, из-за чего украинцы и вводят ограничения.

«Речные санкции» против РФ стали новым правовым абсурдом для Украины

Украина выбирает легкие пути давления на РФ

«Раньше никто не мог и подумать, что Украина будет запрещать России проход по ее речным артериям, однако это больше игра на публику, чем реальная практическая мера. Если бы украинцы перекрыли газ, который идет из России в ЕС, это было бы действенной мерой и санкцией, но данных ограничений это не касается», — резюмирует Топорнин.

Киев поддерживает реноме добросовестного транзитера. Газовое направление приносит украинскому бюджету до 3 млрд долларов в год и является единственным стабильным источником валютной прибыли.

«Украина не вводит ограничения по газу, потому что Киеву, возможно, придется за это отвечать, в том числе перед Брюсселем и государствами Евросоюза. Такие санкции будут восприняты как откровенный акт государственного терроризма. По рекам такое решение принимать можно из-за того, что экономические интересы в данном вопросе не задействованы», — заключает Топорнин.

Реки ничего не приносят Украине, поэтому ими можно пожертвовать: аналогичным образом можно запретить использование украинских дорог для российской гужевой тяги, прописав в них ограничения против «страны-агрессора».

«Антироссийская политика Украины продолжается. На какое-то время она вроде бы затухает, но затем украинские власти снова начинают думать, каким бы еще действием насолить Москве», — констатирует Топорнин.

«Речные санкции» против РФ стали новым правовым абсурдом для Украины

Проблемой является не украинский закон, а то, что санкции стали нормой для межгосударственных отношений: сегодня их вводят многие страны мира, и мало кто обращает внимание на Устав ООН и принципы международного права.

Создавшаяся ситуация ведет к ухудшению международной обстановки и двусторонних отношений. Любые антироссийские санкции Киева бьют в первую очередь по интересам украинской экономики, но кабинет Зеленского это не смущает.

Читайте нас в Яндексе

Автор:
Дмитрий Сикорский

Предыдущая запись Германия четко обозначила перед США границы дозволенного по «СП-2» и суверенитету ЕС
Следующая запись Повышенный спрос Турции на российский газ довел азербайджанское сырье до Европы

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *