Тернистый путь Крыма: полуостров выходит из последней украинской блокады

21:31  02 Сентября 2020
3 340

Москва

 В закладки
Скопировать

Внимание президента Российской Федерации Владимира Путина к проблемам Крыма определит дальнейшее развитие полуострова, рассказал ФБА «Экономика сегодня» крымский политолог Владимир Джаралла

Тернистый путь Крыма: полуостров выходит из последней украинской блокады

Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил о намерении поручить кабинету министров проработать финансирование проекта обеспечения водой Севастополя в ответ на просьбу врио губернатора Михаила Развожаева. Кроме того, российский лидер подчеркнул, что вопрос водоснабжения «является очень важным, фундаментальным, таким же, как и электроснабжение, некоторые другие проблемы».

В этом году Крым столкнулся с жаркой засушливой погодой и последовавшим сокращением запасов воды. За последний месяц на полуострове пересохли реки Альма, Черная, Бельбек и Тонас. Также поступление воды прекратилось в Партизанское и Чернореченское водохранилища и хранилища, обеспечивающие Симферополь.

«Предложение Развожаева перебросить часть воды из реки Коккозка в Чернореченское водохранилище федеральным властям необходимо рассматривать и реализовывать очень осторожно из-за существующих угроз.

Капитальный ремонт всех сетей и строительство очистных сооружений по индивидуальным планам для каждого поселка, о которых также сообщил президенту Михаил Развожаев, муниципальным властям нужно было начинать раньше – российский центр предоставил необходимые ресурсы давно», — прокомментировал Владимир Джаралла.  

В Крыму осталось около 20% запасов воды. Симферопольское и Партизанское водохранилища заполнены по 7 млн кубометров каждое вместо необходимых 36 млн и 34 млн кубометров. В Аянском водохранилище осталось около 2 млн вместо 3,9 млн кубометров воды.

Поэтому с 24 августа в Симферополе и 39 населенных пунктах Симферопольского и Бахчисарайского районов Крыма ввели ограниченный график подачи воды. Отключения затронули около 170 тысяч граждан, а также 4,5 тысячи юридических лиц. Запланировано снижение подачи воды до 100 тысяч кубометров в сутки.

Тернистый путь Крыма: полуостров выходит из последней украинской блокады

«Ситуация, которая возникла на полуострове, является, пожалуй, самой серьезной с момента возвращения Крыма в состав России. В последний раз подобная засуха наблюдалась в 1994 году – водохранилища содержали меньше воды, чем сейчас, но в тот период положение спасали ресурсы Северо-Крымского канала», — отметил Джаралла. 

Водная блокада

После воссоединения Крыма с Россией украинская сторона организовывала провокации и блокады, которые полуостров переживал вместе с федеральными властями. Так, в 2014 году Украина совершила первую атаку, усилив существовавшие прежде проблемы с водой перекрытием важного Северо-Крымского канала, который использовался раньше для поставок ресурсов Днепра из УССР.

Киев начал с возведения дамбы на территории Херсонской области у границы с Крымом. После вода по одному из стоков сбрасывалась в залив Черного моря для того, чтобы осушить русло Северо-Крымского канала. Операция продолжилась установкой перемычки со шлюзами и водоучетным сооружением.

Преувеличить значимость канала не получается – по нему в год Крым получал 1,3 млрд кубометров воды, что составляло 85% потребностей. Этой водой орошались 140 тысяч га плодородных земель.

«Киев неоднократно создавал проблемы с момента возвращения полуострова в состав РФ. Все это время Крым имел дело с врагом в лице Украины, пылающим ненавистью.

И только присутствие российской стороны, предоставившей крымчанам военную защиту, позволило полуострову выстоять. Благодаря этому Киев не повторил трагедию Донбасса в Крыму», — добавил эксперт.

Водная блокада помогла полуострову реализовать проекты гидротехнических сооружений, которые позволили заполнить Северо-Крымский канал водой из Белогорского и Тайганского водохранилищ по руслу реки Биюк-Карасу и обеспечить ей жителей восточного Крыма.

Тернистый путь Крыма: полуостров выходит из последней украинской блокады

Построены Новогригорьевский, Нежинский и Просторненский водозаборы в Нижнегорском и Джанкойском районах. Проект общей стоимостью в 1,2 млрд рублей предусматривал бурение на каждом из водозаборов по 12 артезианских скважин глубиной от 110 до 180 метров.

Испытание, которое устроила Украина, Крым прошел осознанно и сплоченно – в 30 населенных пунктах пробурено, отремонтировано и обустроено 30 скважин, а в селах почасовая подача воды стала круглосуточной.

Транспортная и торговая блокады

После устройства водной блокады Киев начал угрожать продовольственной безопасности полуострова. В сентябре 2015 года радикально настроенные украинцы анонсировали подготовку якобы «мирной транспортной блокады» на границе между Херсонской областью и Крымом.

Радикалы решили сыграть на поставках украинских товаров в Крым. Они перекрыли поставку продуктов на полуостров, однако Россия не увидела в этом угрозы – своими действиями дебоширы сделали хуже лишь украинцам.

Не осознавая последствий, недоброжелатели сначала установили бетонные блокпосты и палаточный лагерь на пункте пропуска «Чонгар», а затем перекрыли дороги к пунктам «Чаплинка» и «Каланчак».

«Торговая блокада действительно стала проблемой только для украинской стороны, которая в итоге потеряла платежеспособный и значительный рынок.

Вся продукция, не поступившая в Крым из Украины, была замещена федеральным центром российскими товарами», — добавил эксперт.

Следующий удар украинской стороны пришелся на транспортное сообщение полуострова. Киев в одностороннем порядке прервал движение поездов через границу с Крымом, объяснив свое решение невозможностью обеспечить безопасность пассажиров. После этого практически сразу остановились прямые морское и авиасообщение между республикой и зарубежьем.

Тернистый путь Крыма: полуостров выходит из последней украинской блокады

Перекрытие железнодорожных, автомобильных и других направлений, подчеркнул Владимир Джаралла, создало проблемы для граждан Украины, которые преодолевали трудности на пути к родственникам в Крыму. Все, кто хотел попасть на полуостров, добирались через территорию Украины до приграничных населенных пунктов, далее на автомобиле и после пешком через приграничную полосу до пункта пропуска с РФ, откуда открывался путь в города региона.

Находчивые крымчане с российскими загранпаспортами тем временем стали летать за границу из аэропортов материковой части России. 

Энергетическая блокада

Наибольший ущерб Крыму и его населению был нанесен в ходе диверсий против линий электропередач.

«Самыми памятными стали события осени и зимы 2015 года, когда на украинской стороне злоумышленники подорвали линии электропередач – Крым очутился в полной темноте.

Данная ситуация не была предусмотрена никакими критическими регламентами – крымчане жили в режиме ограниченной подачи электроэнергии в течение нескольких месяцев. Мы ловили момент, чтобы подзарядить технику и проверить почту», — вспоминает политолог.

Власти Крыма и Севастополя, отмечает Владимир Джаралла, ввели тогда режим ЧС, в рамках которого социальные объекты полуострова перешли на резервные источники питания. Помогали пережить блокаду все регионы России, откуда доставили дополнительные дизель-генераторные установки с топливом.

Крым испытывал зависимость от соседней страны, так как передача основного объема потребляемой электроэнергии происходила за счет перетоков из других регионов Украины по четырем высоковольтным линиям электропередач. Поэтому в октябре 2015 года неизвестные повредили высоковольтную опору одной из ЛЭП. В следующем месяце группа поддерживаемых украинскими властями экстремистов задела больное место полуострова, подорвав опоры линий электропередач в Херсонской области.

Позже были подорваны опоры высоковольтной линии электропередач «Мелитополь – Джанкой». Группа украинских радикалов также вывела из строя питающие Крым линии «Каховка – Титан». Вследствие этих событий в Минэнерго РФ приняли решение сформировать оперативный штаб по электроснабжению Крыма.

Тернистый путь Крыма: полуостров выходит из последней украинской блокады

«Все закончилось с момента создания энергомоста, строительство которого началось в 2015 году. Он предназначался для подключения Крыма к единой энергосистеме России. Затем ввели в строй две электростанции, которые позволили полностью перестроить механизм энергоснабжения Крыма.

Остальные гадости, которые чинит украинская сторона, по сравнению с пережитым выглядят второстепенными. Но после всего я в очередной раз с уважением отнесся к своим землякам, продемонстрировавшим единство, взаимное желание помочь. Помню, как в дни энергоблокады люди поддерживали друг друга и освещали путь фонариками, а также подвозили знакомых и родных домой после работы», — рассказал собеседник агентства.

Крым развивается вопреки угрозам Киева

Сегодня засушливая погода, усилившая водную блокаду Крыма, отмечает политолог, не портит общих настроений населения, пережившего трудности – люди понимают, что не пожалели о сделанном шесть лет назад выборе. С момента присоединения полуострова к России жизнь на нем меняется к лучшему.

«С советского времени Крым не видел масштабных преобразований. Ярким примером является открытая недавно трасса «Таврида», которую просто не с чем сравнивать. Благодаря ей население стало мобильнее и получило возможность работать в разных частях региона. Теперь хочется, чтобы местные власти действовали так же быстро, четко и целенаправленно, как федеральные.

Настроения крымчан заметили и в Киеве, где пропагандисты все активнее стали повторять мантру по законам информационной войны о возвращении полуострова. Но их фантазии останутся нереализованными, потому что население видит, как Россия оказывает поддержку одному из своих важнейших регионов и превращает мечты крымчан в реальность», — резюмировал политолог.

Читайте нас в Яндексе

Автор:
Александра Мельник

Предыдущая запись Рекордные объемы газа определяют уровень падения потребления на Украине
Следующая запись Потеряв транзит из РФ, прибалты задумались о будущем Клайпедского порта

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *