Загрязненная нефть из «Дружбы» спустя два года стала бензином

18:27  09 Июля 2021
1 359

Москва

 В закладки
Скопировать

Случай с загрязнением сырья на нефтепроводе «Дружба» не повлиял на российский экспорт нефти, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

 Загрязненная нефть из «Дружбы» спустя два года стала бензином

Польша переработала загрязненную нефть

Компания PERN очистила польскую трубопроводную систему от нефти, загрязненной хлороорганическими соединениями. Теперь там нет сырья, которое попало туда из России в 2019 году и содержало некондиционные примеси.

Последние партии этого сырья были переданы на переработку, а в PERN утверждают, что хлороорганика не повлияет на технологический процесс.

История началась в апреле 2019 года, когда Белоруссия зафиксировала повышение уровня содержания хлоридов в поступающей из РФ нефти, после этого Минск и Варшава приостановили транзит российского сырья.

В PERN заявили о невозможности переработки на немецких и польских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) нефти с таким содержанием хлоридов. Стандартные нормы были превышены в 8-33 раза в зависимости от партии нефти.

Однако, как мы видим, сырье с хлороорганикой оказалось переработанным, но это не создало проблем польским НПЗ.

Объем загрязненной нефти в 2019 году оценивался в 170 млн тонн, возникли проблемы с функционированием «Дружбы», затянулись очистные работы, и это обернулось дополнительными убытками для ответственной за поставку компании «Транснефть».

 Загрязненная нефть из «Дружбы» спустя два года стала бензином

Российская сторона признала вину в этом эпизоде, но возникли подозрения в намеренной политизации ситуации с Минском. Тогда у нас был период «сложных отношений», когда Белоруссия активно требовала компенсаций за налоговый маневр.

Из-за решения РФ отменить экспортную пошлину по нефтепродуктам и перевести фискальную нагрузку на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) перед Минском замаячила перспектива потерять экспортные доходы за счет демпинговой российской нефти.

Минск имеет право закупать нефть в России без экспортной пошлины, поэтому налоговый маневр лишает Белоруссию сверхдоходов. История с загрязненной нефтью появилась на фоне очередного раунда информационных атак Минска на Москву.

Как бы там ни было, но загрязненная нефть была поставлена, только сложилось ощущение как ординарности данной практики, так и того, что это не влияло на отношения российских нефтяников с партнерами и востребованность сырья на европейском рынке.

Скандал был задан белорусской стороной, Польша на него отреагировала позже, а Украина даже не высказала обвинений.

 Загрязненная нефть из «Дружбы» спустя два года стала бензином

Случай должен стать уроком на будущее

«Сроки затянулись из-за того, что поляки чистили не пустой нефтепровод. Работы осуществлялись в ситуации, когда труба не переставала пропускать нефть, из-за чего процесс занял так много времени. Если бы «Дружбу» можно было полностью остановить и начать полноценные очистные работы, то с задачей справились бы быстрее», – констатирует Пикин.

За счет разбавления загрязнения нормальной нефтью поляки добились очистки газопровода, была проведена большая работа.

«Разное качество нефти – это обычная практика. В мире случается много таких ситуаций, поэтому случай с «Дружбой» не является вопиющим для международной практики, и известно, как с ним бороться», – резюмирует Пикин.

Нефть значительно отличается в зависимости от месторождения, на рынке присутствуют разные нефтяные марки, а также разделение на легкое и тяжелое сырье. Для России это актуально, так как у нас в стране имеются разные месторождения.

Источником хлороорганики стала поволжская нефть, которая уступает по качеству восточносибирской. «Транснефть» является компанией-оператором, транзитирующей, а не добывающей сырье, в ее трубопроводы сливают нефть многие компании. В результате недобросовестность одной из организаций обернулась международным скандалом и дискредитацией нефтяного экспорта РФ.

 Загрязненная нефть из «Дружбы» спустя два года стала бензином

«Данный случай является особенным, но он не повлиял на российскую экономику и потребителей отечественной нефти. Да, были потери, но цифры находятся в пределах разумного. В целом это надо назвать рабочим моментом», – заключает Пикин.

Необходимо разобраться в причинах и сделать так, чтобы такое не повторялось в будущем, а этого можно добиться только усилением контроля. Шаги в данном направлении были сделаны, но их решили не придавать широкой огласке.

Претензии были предъявлены к ООО «Самаратранснефть-терминал», по деятельности которой в РФ сегодня идут суды. Генеральный директор данной организации в июле 2019 года сбежал Литву, где получил политическое убежище.

«Официального результата расследования так и не объявили, но, скорее всего, это был не злой умысел, а недосмотр ответственных лиц, работавших в нефтяном комплексе на местах. Сырье в нефтепроводы «Транснефти» пребывает разного качества, затем оно запускается в общую систему и там смешивается. Отсутствие должного контроля привело к такой ситуации», – констатирует Пикин.

 Загрязненная нефть из «Дружбы» спустя два года стала бензином

Причиной загрязнение нефти стало попустительство, ответственные лица не проверили качество сырья или закрыли на это глаза.

Бывший министр энергетики РФ, сегодня заместитель председателя Правительства РФ, Александр Новак оценил убытки российской стороны от данного эпизода в 100 млн долларов. Потери неприятные, но и не катастрофические.

Читайте нас в Яндексе

Автор:
Дмитрий Сикорский

Предыдущая запись Скорость строительства «СП-2» разрушает надежды Украины на срыв проекта
Следующая запись Дотационная ловушка ЕС обрекла Латвию на вымирание

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *